Новости
От мечты о транзитном хабе к цивилизационному тупику: как убивают будущее Украины. Блог Леонида КОЖАРЫ
24.01.2019

Корреспондент.net, 24 января 2019 г.

 

Власть бездарно уничтожила уникальный транзитный потенциал, доставшийся стране на момент независимости. Транспортные и энергетические потоки все больше обходят Украину стороной – и винить в этом Киеву некого, кроме себя самого.

 

«Бѣ путь изъ варѧгъ въ греки и изъ грекъ по днѣпру» («Повесть временных лет»), и на этом пути естественным образом возникло первое в истории государство на украинских землях – Киевская Русь. Роль моста между Скандинавией и Средиземноморьем, Европой и Азией «вмонтирована» в ДНК украинской государственности с самого ее рождения.

 

Когда независимая Украина появилась на мировой карте в конце ХХ века, имелись все предпосылки для процветания страны на основе использования ее уникального географического положения. За считанные годы Украина могла бы превратиться в транзитный хаб мирового значения.

 

Страна унаследовала от СССР уникальную транспортную сеть. В первую очередь, это  сеть железнодорожных линий протяженностью 22 тысячи километров. 25 линий вели в Россию, четырнадцать – в Молдову, семь – в Белорусь, четыре – в Румынию, по две – в Венгрию и Словакию, шесть – в Польшу. Действовала железнодорожная паромная переправа с Варной (Болгария).

 

По насыщенности железнодорожными путями Украина много лет занимала первое место среди союзных республик. Технически линии были самыми передовыми в СССР: протяженность электрифицированных железнодорожных линий составляла почти девять с половиной тысяч километров!

 

От СССР Украине достались развитая сеть автомобильных дорог, гражданская авиация, летавшая в районные центры, а также уникальная газотранспортная система с самыми большими хранилищами природного газа в Европе.

 

Да, время от времени Украина пыталась что-то делать для реализации своих уникальных транзитных преимуществ. Но все инициативы «съедали» тотальные воровство и коррупция, а отдельные попытки модернизации, как, например, во времена Георгия Кирпы, прекращались после очередного майдана.

 

Окончательно же перспективы страны «добила» уже действующая власть, когда за пару лет Украина из транзитного перекрестка, пусть и с некачественной инфраструктурой, превратилась в транзитный тупик.

 

И дело не только в войне на Донбассе и враждебных отношениях с Россией. Украина ничего не сделала, чтобы привлечь к своим инфраструктурным возможностям крупных экономических игроков.

 

Вспомним 2013 год. В конце этого года Украина заключила с Китаем более 20 выгоднейших соглашений на миллиарды долларов. Полный цикл создания самолетов на базе «Мотор-Сич». Строительство доступного жилья.

«Воздушный экспресс» до Борисполя. Строительство завода по производству синтетического газа. И уже тогда Киев поддержал китайскую инициативу по воссозданию Шелкового пути. Сегодня даже не верится, что все это было на самом деле.

 

В отличие от России, Украина с КНР не воюет и не имеет с этой страной никаких политических проблем. Официально Киев и Пекин продолжают оставаться стратегическими партнерами. Так куда же подевались многомиллиардные инвестиционные проекты с этой страной?

 

Их свернула действующая власть, которой глубоко наплевать на интересы страны, развитие промышленности и масштабные иностранные инвестиции. А еще у этой публики со времен Ющенко действует хуторянский синдром: если она обращается лицом на Запад, то почему-то ко всему остальному огромному миру поворачивается задом, как будто у Украины нет больше в мире собственных экономических интересов.

 

В 2017 году для Киева открылась новая возможность задействовать транзитный потенциал Украины. Руководство КНР на международном форуме «Один пояс – один путь» в Пекине представило сверхамбициозный план создания нового Шелкового пути.

 

Китай предложил соединить всю Евразию единой высокоскоростной транспортной инфраструктурой и объявил о вложении в этот проект 124 миллиардов долларов. 29 глав стран Азии, Латинской Америки и Европы прибыли в Пекин, чтобы поучаствовать в разделе этого инвестиционного пирога.

 

 

Президента Украины на этом форуме, конечно, не было. Как и Ющенко, он ни разу не побывал в Китае с визитом с момента инаугурации.

 

Зато в форуме активно участвовал президент соседней Беларуси. И вот результат: Беларусь, не имея транспортной инфраструктуры, сравнимой с украинской, становится ключевым звеном в создании бесперебойного железнодорожного сообщения Китай - Европа.

 

Эксперты подсчитали, что ежегодно между Китаем и Европой через Беларусь проходят грузы стоимостью до 50 миллиардов долларов и Минск, соответственно, зарабатывает на транзите до 5 миллиардов долларов в год. Это больше, чем Украина получает от транзита газа (до 3 млрд. в год). Очевидно, что с учетом намного более выгодного географического положения Киев мог бы зарабатывать на транзите грузов из Китая в Европу в несколько раз больше.

Но нынешняя власть для этого не сделала ровным счетом ничего.

 

А белорусы тем временем не сидели на месте. Они купили новые локомотивы, ускорили прохождение контейнерных поездов, вложили инвестиции в перевалочные комплексы, построили специальный сканирующий тоннель, которые проверяет грузы без остановки поездов, создали систему электронного документооборота, при которой перевозчики не контактируют лично с таможенниками. Построили сеть европейских автобанов, реконструируют дорогу М10, идущую параллельно границе с Украиной, намереваясь серьезно отобрать у Киева и автомобильный транзит. Видя это, Польша начала модернизацию пункта пропуска грузов Тересполь по другую сторону границы от белорусского Бреста, поставив целью увеличить его пропускную способность в четыре раза.

 

А что же Украина?

 

А в Украине – хроническая нехватка  железнодорожных вагонов, от чего особенно сильно страдает зерновой экспорт. Теряется грузооборот и в результате предельной изношенности подвижного состава. Попытки украинских металлургов в связи с блокадой азовских портов переориентировать транспортные потоки из Мариуполя железной дорогой до Черного моря столкнулись с катастрофическим дефицитом вагонов и перегруженностью черноморских портов. Апофеозом воровства и некомпетентности власти стал скандал с регулярно выходящим из строя Бориспольским экспрессом.

 

Унаследованную от СССР сеть автомобильных дорог довели «до ручки». В 2018 году в рейтинге стран по качеству дорог Украина заняла восьмое место с конца (и это еще прогресс, ибо в 2017 году наше место было пятым с конца, из 138 стран хуже дела обстояли только в Мавритании, Парагвае, ДР Конго и на Мадагаскаре).

 

Мало кто уже помнит, что в 2016 году Польша не согласовала с Россией соглашения о грузоперевозках, и российские дальнобойщики были вынуждены ездить в Европу по территории Украины. Любая вменяемая власть могла лишь мечтать о таком «подарке». Но, откуда ни возьмись, в Закарпатье появились некие «активисты» в камуфляже, начавшие останавливать российские фуры. Власть пошла «активистам» на уступки и ограничила доступ российских грузовиков на территорию Украины. Москва тут же приняла зеркальные меры по отношению к украинским перевозчикам, которые стали терпеть убытки. А глупостью киевской власти тут же сполна воспользовались наши соседи.

 

Прямо сейчас, в эти дни, СМИ в Украине бьют тревогу: резко взлетели вверх поборы с бизнеса на таможне. Предприниматели утверждают, что даже в самые тяжелые времена таможня так не «кошмарила» бизнес, как сейчас. Сами «мытари» неофициально признают: сверху спустили повышенные нормы «кэша» - для партийного финансирования перед выборами.

 

Пойдут ли международные компании в страну с таким диким уровнем коррупции и государственного рэкета? Не удивительно ли, что и китайские, и европейские грузоперевозчики отдали предпочтение белорусским маршрутам перед украинскими?

 

Точно так же из-за безответственности и непрофессионализма власти Украина теряет позиции в сфере транзита энергоносителей.

 

Государственный интерес здесь изначально был сформулирован неверно. Цель Украины – получать стабильную прибыль от прокачки газа мощностями украинской ГТС. Противодействие строительству обходных путей – важная, но никак не основная составляющая достижения этой цели. Для Киева сегодня главное – принять срочные меры к тому, чтобы украинское направление транзита и украинская ГТС в максимально возможной степени оставались привлекательными для потребителей российского газа.

 

Да, США поддерживают Украину в борьбе против «Северного потока». Но конечный интерес Киева и Вашингтона коренным образом расходится: замещение российского газа на европейском рынке американским сжиженным объективно означает не только падение прибылей «Газпрома», но и неизбежное сокращение объемов транзита газа через Украину.

 

Поэтому, с точки зрения государственных интересов, Украина должна немедленно: 1) привлечь ресурсы для глубокой модернизации ГТС; 2) инициировать предложения, которые согласовали бы интересы получателей газа и его поставщика, сохраняя таким образом гарантии транзита.

 

Власть этого не делает. О модернизации ГТС пока ведутся только разговоры. Ржавея, труба доживает свой век…

 

А на переговорах по газовому транзиту проект соглашения разработала не Украина, а…  Европейская комиссия. По словам еврокомиссара Мароша Шефчовича, новый контракт должен быть совместимым с законодательством ЕС, иметь срок действия более 10 лет, а объемы должны быть коммерчески жизнеспособными, чтобы привлечь инвесторов к модернизации украинской газотранспортной системы.

 

Конечно, спасибо словацкому другу, дипломату и социал-демократу Шефчовичу за поддержку. Но возникает вопрос: за что украинский народ из своих карманов платит астрономические зарплаты и премии руководителям «Нафтогаза», не способным даже сформулировать интересы и позицию страны в виде приемлемого для сторон переговоров рабочего документа?

 

К сожалению, круг замкнулся. Власть в Киеве не способна ни сама модернизировать транспортную инфраструктуру, ни привлечь иностранные инвестиции для ее модернизации, ни обуздать дичайшую коррупцию и таможенный произвол, ни остановить разворовывание средств. Под аккомпанемент псевдопатриотической трескотни Украина неуклонно превращается в серую зону, в транзитный тупик, рискуя весьма скоро потерять даже нынешние объемы грузоперевозок и прокачки энергоносителей.

 

Вместе с деиндустриализацией, масштабной утечкой «мозгов» и обнищанием оставшегося населения Украина становится не только транзитным, но и цивилизационным тупиком, архаичным аграрным придатком более развитых соседей. Если немедленно не сменить нынешний гибельный политический курс, утраченные позиции восстановить, возможно, уже не удастся.

 

Источник: Корреспондент.net

Последние новости
13.06.2019
Статья заместителя председателя партии СОЦИАЛИСТЫ, профессора, доктора экономических наук, Заслуженного экономиста Украины, ведущего научного сотрудника сектора международных финансовых исследований ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины" Алексея ПЛОТНИКОВА   Читайте статью в журнале «Экономика Украины», май 2019, С.41-47
06.06.2019
6 июня 2019 года в Киеве состоялся внеочередной Съезд Политической Партии СОЦИАЛИСТЫ под председательством лидера партии Леонида КОЖАРЫ. По результатам работы Съезда делегаты приняли решение об участии Политической Партии СОЦИАЛИСТЫ во внеочередных выборах народных депутатов Украины 21 июля 2019 года.
21.05.2019
Открытое письмо Политической партии СОЦИАЛИСТЫ к Президенту Украины относительно несоответствия Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» от 25.04.2019 г. Конституции Украины и международно-правовым обязательствам Украины перед европейскими институтами    Президенту Украины В.А.ЗЕЛЕНСКОМУ   Уважаемый господин Президент!   ...
17.05.2019
Поздравляем всех членов и сторонников партии СОЦИАЛИСТЫ с Днем Европы.   В Украине многие политики говорят о европейских ценностях, но, к сожалению, не все хотят их соблюдать. Мы считаем, что декларации о европейской интеграции не имеют никакой ценности, если они ...
16.05.2019
16-17 мая 2019 года в НАН Беларуси в Минске проходит форум «Сотрудничество в Восточной Европе в контексте региональных вызовов и угроз».   Выступая с приветственным словом от украинской делегации на открытии форума, лидер партии СОЦИАЛИСТЫ Леонид КОЖАРА рассказал о политической ...
15.05.2019
Александр ВОЛЫНСКИЙ, кандидат психологических наук   Достижения Бразилии за период правления (2003-2016) Партии трудящихся Бразилии (порт. Partido dos Trabalhadores) или ПТ, – настолько интересны, хотя и противоречивы, что заслуживают того, чтобы о них писать и изучать, анализируя, чего могут достигнуть ...
10.05.2019
Корреспондент, 10 мая 2019 Конфликт на Донбассе уже стал испытанием на прочность нового президента Украины. Пять лет бесконечной войны доказали: политика старой команды зашла в тупик. Нужны новые подходы… Читать дальше
09.05.2019
Уважаемые друзья! От всего сердца поздравляю вас с Днем Победы!   Все дальше в историю уходят грозные и страшные годы Великой Отечественной войны. Наш с вами общий и святой долг - помнить о величественном подвиге наших предков, ценой миллионов жизней ...
07.05.2019
С 3 по 6 мая в Хельсинки проходил Финский социальный форум, организованный финским общественным движением «Корпус мира».   5 мая в рамках форума состоялась конференция на тему: «Украина – препятствия на пути к миру и кризис на Донбассе». Лидер партии ...
07.05.2019
3 мая в Хельсинки в штаб-квартире Социал-Демократической партии Финляндии состоялась встреча председателя партии СОЦИАЛИСТЫ Леонида КОЖАРЫ с международным секретарем Социал-Демократической партии Финляндии Тэро ШЕМЕЙККА.   Политики обсудили ситуацию на левом фланге в Украине и в Европе, а также договорились о ...