Новости
Обмен жестами на фоне больших разногласий
03.11.2017

Экстренный визит спецпредставителя госдепа в Киев — каковы его истинные мотивы и что скрывает закулисье политических договоренностей между США, Украиной и Россией?

Скандальный закон об образовании — кто добивается уступок от украинской власти, и следует ли ждать аналогичных шагов от Москвы?

Почему Кремль принял решение выдать Турции Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза? И почему президент Эрдоган обеспокоился судьбой двух лидеров запрещенной в России организации и даже встретился с ними?

За компетентным комментарием по ключевым политическим событиям минувшего октября мы обратились к опытному дипломату, экс-министру иностранных дел Украины, бывшему председателю ОБСЕ и ОЧЭС, лидеру партии СОЦИАЛИСТЫ Леониду КОЖАРЕ.

— За последние полгода Курт Волкер в пятый раз навестил Киев. На этот раз визит был внеплановым и даже как бы экстренным. С какой миссией столь срочно прилетел к нам спецпосланник США?

— Реальная картина для нас скрыта. Но я хочу обратить ваше внимание на ключевой момент.

После того как ВР приняла т. н. законы о реинтеграции Донбасса, Украина оказалась в совершенно иной ситуации. И вот почему.

Известно, что Минские соглашения — протокол, подписанный в белорусской столице 5 сентября 2014 г., а также соглашения, подписанные в 2015-м, по законодательству Украины подлежат обязательной ратификации. После подписания этих документов МИД Украины должен был подать их президенту для дальнейшей ратификации, но это не было сделано.

Поскольку же Украина их до сих пор не ратифицировала, то, принимая законы о реинтеграции, исполнительная власть и парламент как бы сняли с себя ответственность по выполнению Минских соглашений. Иными словами, проголосованные законы — попытка украинской власти ратифицировать Минск. Но, как мы видим, в собственной интерпретации, поскольку в тексте этих законов — ни слова о Минских соглашениях. Получается, что Украина фактически отказывается от них.

Безусловно, такая ситуация не могла остаться вне поля зрения наших западных партнеров, поскольку принятием этих законов оба главных формата переговоров — минский и нормандский — поставлены под угрозу срыва. Поэтому, я думаю, основная цель визита Волкера заключалась в том, чтобы подготовить для администрации США предложения относительно дальнейшей судьбы мирного урегулирования на Донбассе.

Именно с этим связано заявление Волкера о том, что Америка поддерживает миротворческую миссию. Думаю, параметры этой миссии сегодня являются предметом переговоров с Кремлем.

Конечно, все эти переговоры пока в зачаточном состоянии, поскольку очень непростая ситуация сложилась у американского руководства. Все еще не решен вопрос подготовки комиссии по импичменту — будет он или не будет. Трамп находится в подвешенном состоянии, и это связывает ему руки, не давая возможности назначить людей на ключевые должности, в т. ч. и ответственных за ситуацию в Украине. Он не имеет сейчас представителя в нашей стране, который мог бы принимать решения.

Я думаю, что в данный момент ведутся переговоры относительно полноценной встречи Путина и Трампа. И визит спецпредставителя США Курта Волкера — как раз один из элементов этой подготовки.

— Как, по-вашему, может быть решен вопрос миротворческой миссии на Донбассе? Ведь у каждой из сторон свое видение ее формата и назначения. Будет ли найден компромисс?

— Надо понимать, что Минские соглашения сегодня под угрозой срыва. Мы три года слышали от украинской власти мантры о том, что Украина выполняет Минск, но сегодня становится вполне очевидным, что именно позиция украинской стороны — самое главное препятствие для выполнения Минских соглашений. Ни одного пункта договоренностей со стороны Украины не было выполнено.

Что же касается миротворцев, то, к сожалению, пока не существует таких механизмов, которые могли бы по линии ООН и ОБСЕ содействовать введению миротворческой миссии. Весь опыт ООН и ОБСЕ говорит о том, что миротворческие миссии вводятся в страны, которые находятся под внешним управлением, где очень слабое центральное правительство. Либо в тех случаях, когда военный конфликт находится в стадии затухания, когда на территории государства нет активных боевых действий.

Украина не подпадает ни под одну, ни под другую категорию. У нас де-юре есть власть, которая якобы осуществляет эффективный контроль над территорией (что, конечно, не соответствует действительности). И военный конфликт у нас не затухает — идут обстрелы, каждый день появляются новые жертвы. Поэтому в рамках существующих международных институтов будет исключительно тяжело договориться о формате миротворцев.

Тем более по линии ООН, где Россия имеет право вето. Согласно уставу этой организации за введение войск должны проголосовать не менее 9 стран — членов СовБеза, из них обязательно — пятеро постоянных, в т. ч. РФ. Если хотя бы один постоянный член не проголосует, решение не будет принято. Что же касается ОБСЕ, то в ее практике вообще не было примеров миротворческих миссий, когда бы их участники постоянно находились под угрозой вооруженного конфликта. Кроме того, как член ОБСЕ Россия также может блокировать многие вопросы.

— Как вы оцениваете позицию РФ в отношении скандального закона об образовании, принятого недавно Украиной? Польша и Венгрия жестко выступили в защиту своих национальных меньшинств, и украинская власть пообещала пойти на уступки. Если обещание будет выполнено, Россия получит право заявить о геноциде по национальному принципу, поскольку под действие закона будут подпадать лишь этнические русские в Украине. Может, в этом причина «бездействия» Кремля, его выжидательной позиции?

— Во-первых, хочу сказать, что любой закон носит универсальный характер. Это нынешняя украинская власть изобрела ноу-хау, когда законы принимаются исключительно под выполнение каких-то узких задач. Мы с вами прекрасно помним, как изменили закон о прокуратуре, чтобы дать возможность одному человеку сесть в кресло генпрокурора.

То же самое сейчас хотят сделать с законом об образовании, чтобы пойти на уступки одним, игнорируя права других. Понятно, что национальные общины, представители национальных меньшинств очень быстро это прочувствуют.

Власть занимается подобными манипуляциями, поскольку она постоянно находится под большим политическим давлением. И такие поспешные и опасные законы, как упомянутый закон об образовании, — лучшее свидетельство того, какой бедлам внутри самой власти.

Кроме того, Украина не в той «весовой категории», чтобы иметь способность противостоять совместным усилиям Румынии, Словакии, Венгрии и Польши. Но при этом ясно, кому адресован этот закон, — прежде всего он наносит удар по русскоязычной общине. И все это прекрасно понимают. Как понимают и то, что если закон не учитывает реальные интересы народа, он не имеет права на существование. Иначе это будет постоянный источник раздражения — как внутри самой Украины, так и со стороны международного сообщества.

— И все же если позиция официальной Украины понятна, невнятной остается позиция России, которая все-таки выглядит слишком слабой.

— Если мы посмотрим на решения России и русских этнических общин, живущих в Украине, то их позиция здесь всегда была слабой. Еще в 90-х был принят федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», который не был направлен на поддержку этнических русских — а ведь это именно то, что Россия обязана была делать. Вместо этого было введено понятие «соотечественников», т. е. людей, родившихся в СССР, и их родственников. Вскоре жизнь показала, что эта концепция на постсоветском пространстве не работает.

Россия должна была оказывать максимальное содействие русским общинам, которых в Украине было очень много. Причем, надо понимать, речь идет не о русскоязычных гражданах, живущих в нашей стране, а о миллионах этнических русских. И вот эти общины фактически растворились в общей концепции соотечественников. Россия плохо заботилась о русских этнических меньшинствах в Украине, и нынешняя ситуация — во многом следствие этой недальновидной политики.

— То, что Москва по просьбе Анкары отпустила двух заместителей председателя крымскотатарского меджлиса, осужденных «за подготовку массовых беспорядков и сепаратизм», — это, по-вашему, свидетельство слабой позиции руководства РФ, его доброй воли или часть какой-то иной игры соседей?

— Я бы не стал делать вывод о слабой позиции России. С ее стороны — это жест доброй воли в общем русле улучшения российско-турецких отношений, желание Кремля демонстрировать их положительную динамику.

Что касается Эрдогана, ни для кого не секрет, что крымскотатарский вопрос для Турции очень важен. На ее территории проживают не менее миллиона крымских татар — это минимум в пять раз больше, чем в Крыму. Поэтому Турция очень внимательно следила и следит за ситуацией на полуострове.

И этим объясняется желание турецкого президента помочь освобождению политических заключенных, которые входят в состав руководства меджлиса. Поэтому со стороны Турции такое активное участие в судьбе Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза — это попытка как-то повлиять на ситуацию с крымскими татарами в Крыму.

— Однако Петр Порошенко усматривает в этом и собственную заслугу. Когда он благодарит Эрдогана «за его усилия в освобождении наших героев», то уточняет, «как мы договорились в Нью-Йорке и Киеве». Получается, что, демонстрируя турецкому лидеру, как вы говорите, жест доброй воли, Москва подыгрывает и украинской стороне?

— Я думаю, что меньше всего Москва желает подыграть украинской власти. Сегодня ситуация вокруг Крыма такова, что Турция вынуждена учитывать его новые свойства и считаться с позицией Кремля. И в вопросе освобождения двух крымских татар украинская сторона вообще не рассматривалась.

 

В принятом лидерами России и Турции решении присутствует общее желание Путина и Эрдогана продемонстрировать мировому сообществу хорошее состояние двусторонних отношений. На фоне больших разногласий между Анкарой и Вашингтоном это действительно выглядит как политический жест доброй воли.

Интервью на сайте газеты "2000"

 

Последние новости
13.02.2019
Трансляция эфира с лидером партии СОЦИАЛИСТЫ Леонидом КОЖАРОЙ Видео: СоціалістиTV YouTube и Соціалісти. Політична партія Facebook      
07.02.2019
7 февраля в Киеве состоялось заседание Политсовета партии СОЦИАЛИСТЫ.   Открывая заседание, лидер партии СОЦИАЛИСТЫ Леонид КОЖАРА рассказал о текущей политической ситуации в стране, а также изложил своё видение позиции партии в вопросах поддержки тех или иных участников президентской избирательной ...
02.02.2019
Уважаемые соотечественники! Дорогие однопартийцы! Выражаю искреннюю благодарность членам партии СОЦИАЛИСТЫ, которые предложили мою кандидатуру на выборах Президента Украины. Воспринял это как свидетельство доверия ко мне со стороны однопартийцев, но одновременно - как призыв к огромной политической ответственности. Я всегда жил ...
16.01.2019
16 января 2019 председатель партии СОЦИАЛИСТЫ, президент ОО «Институт мира» Леонид Кожара и председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии партии СОЦИАЛИСТЫ генерал-майор Александр Сарнацкий вместе с министром иностранных дел Словакии,  действующим Председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Мирославом Лайчаком ...
31.12.2018
Уважаемые друзья! Дорогие однопартийцы! Приближается новый 2019 год. Уходящий год в прошлое, для многих в нашей стране был слишком тяжелым. Трудным и опасным он был и для всего государства. Нас делили и до сих пор делят по языку, национальности, религии, ...
18.12.2018
18 декабря в центральном офисе партии СОЦИАЛИСТЫ председатель Общественного союза «Объединение народного контроля Украины» Владимир ЯВОРСКИЙ подписал совместное заявление политических сил - основателей Украинской платформы «За справедливое будущее».   Украинская платформа «За справедливое будущее» основана во ходе VIII Съезда партии ...
17.12.2018
Выступление Председателя политической партии СОЦИАЛИСТЫ Леонид Кожара на VIII съезде партии Киев, 15 декабря 2018     Уважаемые участники и гости съезда!   Мы собрались в очень ответственный миг истории.   Украинское государство, без преувеличения, балансирует на грани жизни и ...
17.12.2018
   Резолюция VIII-го съезда политической партии СОЦИАЛИСТЫ   Украина балансирует на грани пропасти. Власть самоустранилась от преодоления огромных вызовов, с которыми столкнулась страна, и которые угрожают ее территориальной целостности, единству украинцев, гражданскому миру, экономическому развитию и социальной справедливости. Пять лет ...
15.12.2018
Мы, лидеры политических партий и общественных организаций, осознавая чрезвычайную сложность и опасность вызовов, связанных с глубоким политико-экономическим кризисом, который охватил Украину; выражая беспокойство по поводу будущего украинского государства, его единства и целостности; стремясь сохранить основополагающие принципы строения Украинского государства: демократию, ...
15.12.2018
15 декабря 2018 года в Киеве состоялся первый этап VIII съезда политической партии СОЦИАЛИСТЫ. В съезде участвовали 250 делегатов из разных регионов Украины, делегация из Словакии (от партии SMER-SD), а также поступило приветствие съезду от Болгарской Социалистической партии. Делегаты и ...