Новости
ФАТАЛЬНЫЙ ТУПИК ВЛАСТИ
27.03.2017

Еженедельник «2000» №12(812) 24 - 30 марта 2017 г. 

 

Алексей ПЛОТНИКОВ, заместитель председателя партии СОЦИАЛИСТЫ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Украины

   

 

 

В минувшие выходные стало известно о фактической приостановке сотрудничества Украины с Международным валютным фондом. С одной стороны — многомесячные страдания власти, которые, казалось бы, должны были уже 20 марта завершиться выделением Украине 1 млрд. долларов, так и останутся стонами. С другой — власть внезапно возглавила блокаду неконтролируемых территорий Донбасса, которую якобы до этого осуждала. Это при том, что еще месяц назад официальные структуры США и Евросоюза выражали крайнее недовольство такой ситуацией.

 

Хотите денег — выполняйте требования

 

Если бы МВФ в минувший понедельник подтвердил предоставление Украине очередного транша, то фактически он бы одобрил и блокаду Донбасса.

Это само по себе выглядело бы странно, если посмотреть, какие заявления делали западные правительства, когда блокада еще осуществлялась т.н. «гражданскими активистами».

 

В первую очередь Франция и Германия как участники Минского процесса, а затем и другие государства жестко выступили против блокады.

Понятно, что МВФ не может не учитывать эту ситуацию, продолжение же финансирования по сути будет означать поддержку блокады со стороны фонда.

Тем более что абсолютно ясно: блокада никак не способствует выполнению Минских соглашений и соответственно — нормализации ситуации на Донбассе.

И если международное сообщество дает деньги Украине, то оно считает, что имеет право выдвигать требования, ставить определенные условия в отношении Украины.

 

А если посмотреть на конкретные причины, которые сразу же после приостановления сотрудничества с МВФ были обнародованы Министерством финансов, то, действительно, блокада — это попросту непоступление денег в госбюджет.

 

Даже те предприятия, которые находились на неконтролируемых территориях, все же платили деньги в бюджет Украины. Так вот это непоступление — примерно 3,5 млрд. долл. валютной выручки от экспорта. А валютная выручка — это стабильность курса гривни, фактически его предсказуемость.

Существуют и другие негативные факторы, как то: нарушение производственных технологических цепочек с предприятиями, находящимися под контролем Украины. Следовательно, теперь эти предприятия также уменьшат объемы выпуска продукции, возможно, остановятся. И это повлечет за собой определенные потери госбюджета.

 

С точки зрения Министерства финансов — здесь также есть определенная логика, дескать, нельзя сейчас говорить с международными кредиторами, потому что непонятно вообще: какой будет бюджет, каким окажется «провисание», недовыполнения и т. д. То есть сложно даже представить все негативные факторы.

Таким образом, Украина фактически добровольно отказалась от нескольких процентов своего ВВП, что ставит под сомнение мажорные прогнозы о начале экономического роста.

 

Приход валюты в страну уменьшится еще и по причине сокращения экспорта металла, а расход валюты — после переориентации на импортный уголь — наоборот, резко вырастет.

 

Теперь блокаду осуществляет официальная украинская сторона, таково решение Совета национальной безопасности и обороны. Когда оно будет отменено — сказать сложно.

 

«Вот-вот» дадут

На вопрос, насколько серьезно повлияет на украинскую экономику задержка очередного транша, можно ответить так: то, что повлияет, — это однозначно. Но насколько фатально — сказать трудно.

 

Хотя бы потому, что вообще-то этот транш ожидался еще в конце 2016 г. То есть если бы это было серьезное влияние, то уже бы были какие-то весьма ощутимые последствия. Однозначно, что правительству легче, когда внезапно поступит извне миллиард долларов, таким образом, оно может сокращать дефицит бюджета, используя внешние источники.

 

Но в этом году Украине надо отдавать деньги МВФ, посему поступления от транша, на который так рассчитывали, могли бы облегчить в том числе и долговую позицию Украины.

Однако я не могу воспринимать отсрочку транша МВФ как то, что должно непременно иметь ужасные последствия для Украины.

 

И все же с точки зрения экономики, если бы транш все-таки состоялся, как и планировалось, то, по всей видимости, Минфину легче было бы сбалансировать бюджет, да и в целом правительству не пришлось бы урезать социальные выплаты.

Сложно сказать — будет ли отсрочка недолгой, как об этом говорят в Минфине. Но там время от времени прогнозируют: «вот-вот поступит», ведь «они обещали, что будет в ноябре очередной транш», «в начале декабря», «вот-вот...»

Хотя допускаю, что вожделенного миллиарда и до лета не будет, возможно, и до осени.

 

Совет директоров МВФ пока еще не отреагировал непосредственно на саму блокаду. Не исключено, что в итоге Международный валютный фонд выдвинет Украине новые требования, которые наша власть выполнить просто не сможет.

Хотя, возможно, вместо жестких требований будут лишь «полутона»...

Второй вариант, безусловно, более приемлем, потому что если требования МВФ перешагнуть будет невозможно, то пока будет длиться блокада — не будет вообще никаких траншей.

 

Тайна для граждан

 

Если будет решение совета директоров МВФ — имеется в виду в связи с ситуацией с блокадой, официально провозглашенной украинской властью, — то это может стать тем «маяком», к которому непременно будет привязываться решение о выделении транша.

 

Но даже если столь жесткого решения и не последует с привязкой к блокаде, то в любом случае (при условии, что МВФ все же определит конкретный срок предоставления Украине транша) заработает новый меморандум. И мы можем дальше лишь рассуждать: будет ли он украинской стороной выполнен, и если да, то в какой степени.

 

Пока же достаточно серьезная ситуация складывается с подписанием нового меморандума сотрудничества с МВФ, текст которого наша власть держит в тайне от граждан.

 

Власть уверяет, что все пункты документа — во благо украинцев, в том числе и пенсионная реформа, и введение в оборот сельхозземель.

 

По данным МВФ, пенсионная реформа является одной из ключевых в программе сотрудничества. Раньше, когда ситуация в экономической сфере страны была достаточно стабильной, можно было бы прощать органам власти «тайные переговоры», «тайное соглашение» и узнавать постфактум, что ожидает Украину, т. е. что является ценой этого транша.

 

К сожалению, в нынешних условиях страна все еще находится в достаточно жестком кризисе. У нас нерадужные перспективы: мы вот-вот можем сорваться в пике, если обещанный рост экономики так и не начнется, зато разболтается инфляция, в очередной раз упадет денежная единица...

 

Именно в таком положении секретность меморандума, как и в целом переговорного процесса, недопустима.

 

В преддверии планировавшегося на 20-е марта заседания совета директоров МВФ на ряде интернет-ресурсов были опубликованы проекты меморандума. И можно было увидеть, что там нигде нет «жесткого директивного указания МВФ», напротив — сказано либо «МВФ согласен с предложением украинской стороны», либо «украинская сторона предлагает МВФ», а дальше — перечень того, что по сути уничтожает социальную сферу, фактически ставит вне закона жизнь пенсионеров, бюджетников и малоимущих слоев населения.

 

Поэтому в любом случае, при всей сложности переговоров, при всем том, что этот меморандум, естественно, пишется «с пожеланиями МВФ», ответственность за документ будет нести руководство Украины.

 

Ведь коль оно подписывает обязательства перед МВФ, то и отвечает за то, что будет происходить с гражданами собственной страны. В том числе — и за нарушения Конституции, на которые нынешняя власть должна будет пойти для выполнения меморандума.

 

«Садистское стимулирование»

 

Итак, что же усиленно скрывают от граждан страны?

Прежде всего то, что, кстати, подтверждается и на уровне и Министерства финансов, и Министерства экономики, и Национального банка — положения, связанные с куплей-продажей земли, пенсионной реформой, банковским сектором.

Не надо быть большим экспертом, чтобы однозначно сказать: все это, к сожалению, ущербно для развития национальной экономики.

 

Хотя точно так же можно и сомневаться: будут ли выполнены эти положения, если в Украине уже много лет существует мораторий на введение земельного рынка, вульгарную куплю-продажу земли, но правительство берет обязательство — до мая с.г. эту проблему снять!

 

Каким путем? Это и вызывает недоумение, потому что большинство политических сил, представленных в Верховной Раде, выступает категорически против рынка земли.

 

А с учетом угрозы досрочных парламентских выборов не думаю, что эти политсилы пойдут на значительное снижение рейтингов ради того, чтобы сделать приятное нынешней власти, снять мораторий.

 

В меморандуме МВФ содержатся положения, чтобы «простимулировать граждан уходить на пенсию попозже».

 

То есть фактически вводится механизм, по которому граждане, достигшие пенсионного возраста, получат, условно говоря, 500 грн. пенсии, а те, кто уходит на 5 лет позже, — у тех пенсия будет примерно такая, как сейчас.

Да, никто не вводит новый пенсионный возраст, но методом столь садистского стимулирования будет сделано все, чтобы граждане выходили на пенсию на 5 лет позже!

 

Еще одна сфера — государственные банки.

Действительно, МВФ выступает против того, чтобы в госсобственности находилось так много крупных банков, как у нас.

 

И Международный валютный фонд выступает за то, чтобы средства населения, которые находятся на депозитах в «Ощадбанке», «Укрэксимбанке», «Привате» и «Укргазбанке», имели ту же степень гарантированности, что и в иных украинских банках.

 

В принципе, возвращаясь к теме транша, можно констатировать: сейчас Украина не нуждается в экстренной помощи.

 

То есть, с одной стороны, нельзя сказать, что без финансового вливания МВФ у нас все разрушится. Без этих денег страна проживет.

 

Но с другой — в Украине нет ощутимых успехов ни в реформировании экономики, ни в какой-либо другой сфере.

 

И это — состояние «болота»: страна вроде бы немного вышла из кризиса, но рост не продолжился. Так что, глядя на такое состояние, МВФ пока и не видит необходимости продолжать (тем более в срочном порядке) предоставлять транши.

Что же касается общего контекста взаимосвязи блокады неконтролируемых территорий Донбасса и приостановления сотрудничества с МВФ, то ситуация для власти может развиваться самым непредсказуемым образом.

Вполне возможно, что это и окажется тупиком, возможно, фатальным, который пока еще не ощутим.

 

Путями выхода из тупика могут служить досрочные президентские и парламентские выборы, а также иные потрясения, связанные с существенным переформатированием политической и экономической системы страны, кардинальным изменением геополитических и геоэкономических ориентиров.

 

Материал на сайте «2000.ua»

 

Последние новости
10.12.2018
7 и 8 декабря 2018 года председатель партии СОЦИАЛИСТЫ Леонид КОЖАРА и заместитель председателя партии Алексей ПЛОТНИКОВ принимали участие в XI Съезде Партии Европейских социалистов (PES), который проходит в городе Лиссабон (Португалия).   В этом году съезд проходил под девизом ...
10.12.2018
10 декабря по предложению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций отмечается как международный праздник День прав человека. В этом году исполняется 70 лет принятия Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей фундаментальные права и свободы личности, равные гражданские, политические, социальные и культурные ...
07.12.2018
7 и 8 декабря 2018 года председатель партии СОЦИАЛИСТЫ Леонид КОЖАРА и заместитель председателя партии Алексей ПЛОТНИКОВ принимают участие в XI Съезде Партии Европейских социалистов (PES), который проходит в городе Лиссабон (Португалия).   В этом году съезд проходит под девизом ...
06.12.2018
Корреспондент.нет, 6 декабря 2018р.   С введением военного положения власть в Украине вошла в ситуацию, когда каждое решение приносит результаты, противоположные ожидаемым. Цугцванг. Хороших ходов нет. Любой ход - шаг к поражению.   Посмотрим вместе.   1. Цугцванг начался, когда ...
04.12.2018
Как сообщалось, накануне состоялось заседание Совета национальностей при партии СОЦИАЛИСТЫ, на заседании обсуждались актуальные проблемы межнациональных отношений, этнонациональной политики и защиты национальных меньшинств Украины. По итогам дискуссии подготовлено платформу партии СОЦИАЛИСТЫ по национальному вопросу, которая будет вынесена на обсуждение и ...
03.12.2018
Состоялся рабочий визит председателя партии СОЦИАЛИСТЫ Леонида КОЖАРЫ и главы Центральной контрольно-ревизионной комиссии партии Александра САРНАЦКОГО в Словацкую Республику.   В рамках визита состоялась встреча с Председателем СМЕР-Социальная Демократия, правящей партии Словакии Робертом ФИЦО. Лидер словацких Социал-демократов 10 лет занимал ...
24.11.2018
24 ноября 2018 председатель партии СОЦИАЛИСТЫ Леонид КОЖАРА совершил рабочую поездку в Полтавскую. Лидер социалистов встретился с депутатами органов местного самоуправления Гребенковского и Пирятинского районов, которые были избраны по спискам партии СОЦИАЛИСТЫ.   После окончания встречи Леонид КОЖАРА ознакомился с ...
22.11.2018
22 ноября в Киеве состоялось очередное заседание Совета национальностей при партии СОЦИАЛИСТЫ ‒ консультативно-совещательного органа по вопросам межнациональных отношений. В заседании и состоявшейся в его рамках дискуссии приняли участие видные общественные деятели, лидеры ряда национальных сообществ Украины.   В своем ...
20.11.2018
64 года назад Организация Объединенных Наций установила памятный день - Всемирный день ребенка. Миру было предложено задуматься над тем, что дети, так же, как и взрослые, имеют права, и эти права должны обеспечиваться средствами государственной политики. В принятой именно 20 ...
19.11.2018
18 ноября 2018 Центральная избирательная комиссия Украины приняла постановление О Перечне политических партий, которым принято решение об участии их местных организаций в местных выборах 23 декабря 2018. В Украине зарегистрировано более 350 политических партий, и только 47 партий будут участвовать ...